«Реальная школа» – это школа жизни
Каждый пятый из соотечественников, переезжающих в Россию, еще не достиг своего совершеннолетия. В Воронежской области у детей переселенцев есть уникальная возможность получить нужную специальность, не выходя из школы.
Школа, которую создала народный учитель России, почетный гражданин Воронежа А.В. Золотарева, единственная в стране.
В мае 1994 года на базе Воронежской станции юных техников №2 была организована муниципальная школа дополнительного образования детей и юношества. Так началась экспериментальная работа по созданию модели учреждения дополнительного образования нового типа. Эта модель инновационного образовательного учреждения, по оценке ученых и коллег, ознаменовала качественно новый подход к профессиональному самоопределению, стала альтернативой профессионально-техническому училищу.
Научное название этого проекта «Комплементарное образование – акмеологическая основа процесса профессионально-личностного становления учащегося» расшифровывается очень просто. Надо не только давать детям знания, но и открывать в каждом ребенке творческую личность, в союзе с общеобразовательной школой помогать как можно раньше (уже с 8-го класса) определиться, найти свое истинное место в профессии, а позднее – и на рынке труда.
Необходимо было не только расширить спектр профессий, но и поставить обучение в школе на научно-обоснованную, технологическую и теоретическую основы. Шел постоянный поиск талантливых, увлеченных, имеющих призвание к педагогическому труду, умеющих работать с детьми людей. У Альбины Васильевны на них особое чутье. Где бы ей ни приходилось бывать, встречаясь с людьми, она постоянно отыскивала для своей школы настоящие «жемчужины» и почти никогда не ошибалась: со временем именно они составили костяк сильной профессиональной команды.
Но чтобы работать с разновозрастными детьми, необходимы знания по педагогике, психологии, методике преподавания. Была выработана система обучения педагогического коллектива. Рос профессионализм преподавателей, и это заметно сказывалось на деятельности учреждения. Одновременно расширялся круг профессий, которые могли получить дети. И, главное, решалась задача профильной ориентации ребенка.
- Все дети – талантливы. Если мне скажут, что это не так, я с этим не соглашусь, - говорит Альбина Васильевна. – Просто нужен опытный педагог, который сможет разглядеть в ребенке его призвание. А ведь призвание – это судьба. И в конечном итоге состоявшаяся, счастливая жизнь.
В школе дополнительного образования учащимся предоставлен широкий выбор специальностей по профильным направлениям – компьютерные технологии, народно-прикладное творчество, декоративно-прикладное искусство, производственно-техническое направление, конструирование и моделирование одежды, ковроткачество и вязание трикотажных изделий, изготовление макетов русского зодчества, архитектура и столярное производство, авиа- и судомоделизм и т.д.
Новая модель учебного заведения требовала научного осмысления и обоснования. Именно эту задачу поставила Альбина Васильевна в своей кандидатской диссертации, где взяла на себя смелость переосмыслить сложившийся за многие десятилетия опыт дополнительного образования.
Казалось бы, цель достигнута: создано инновационное учебное заведение, получившее новое имя – Центр дополнительного образования детей «Реальная школа» или, как называют его сегодня, школа Золотаревой. Можно было успокоиться и двигаться дальше по наезженной колее. Но быстро меняющееся время не позволяло стоять на месте: жестче стали требования к профессиональной деятельности человека, возросла конкуренция на рынке труда, который требует сегодня постоянного пополнения знаний, умения осваивать инновационные процессы во всех областях жизни.
Сегодня в системе дополнительного образования Воронежской области школа, которую возглавляет А.В. Золотарева, занимает особое место. Инновационный процесс здесь не прекращается. Разрабатываются современные учебные программы, внедряются новые профили обучения, совершенствуется учебный процесс, в основу которого положен социальный заказ. Большое место отводится практическому обучению: это работа в мастерских, производственных бригадах, на лабораторно-практических занятиях, в фирмах и организациях города. Все это помогает подготовить молодежь к жизни и успешной профессиональной деятельности. Сейчас в Центре школьники осваивают более десятка самых востребованных на рынке труда профессий. Наряду с аттестатом общеобразовательной школы выпускник Центра получает аттестат (диплом) по избранной им профессии. Их знания и умения на выпускных экзаменах оценивает компетентная комиссия из преподавателей воронежских вузов. Профессиональные аттестаты получили уже более пяти тысяч выпускников. В их числе дети разных возрастов и социальной принадлежности: сироты, инвалиды, «трудные» подростки и самые обычные школьники.
На его базе «Реальной школы» проводятся научные конференции, семинары, не так давно педагогическую модель, разработанную А.В.Золотаревой, начали осваивать в других регионах России.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. А в «Реальной школе» уже с 2009 года в рамках программы «Милосердие» реализуется проект социальной направленности «В кругу друзей». Здесь по особой программе развития творческих способностей и интеграции в обществе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Они нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, сколько, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе среди своих сверстников в обычной школе. Именно в таком подходе заключается концептуальная идея инклюзивного образования в «Реальной школе» - в процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности.
Неподдельный интерес вызывает деятельность этого образовательного учреждения у иностранных гостей нашего города. Желающих посетить Центр немало. Так, здесь побывали и ознакомились с опытом профессионального становления и воспитания детей и подростков педагоги из Америки. Американцы не только удивлялись и изумлялись, но и покупали за рубли и доллары детские работы. Долго расспрашивали о методиках обучения. Говорили: «Вы сами не знаете, какое нужное и полезное дело делаете!».
Присутствовали они и на выпускном вечере в Центре, слышали искренние слова благодарности выпускников, которые наряду с аттестатами зрелости в общеобразовательной школе получили дипломы о профессии. «Можно и в вуз пойти, и свое дело открыть, - подчеркивает Альбина Васильевна. – Получена настоящая путевка в жизнь». И действительно, многие выпускники прошлых лет уже «нашли себя», сумели адаптироваться к нелегким условиям современной жизни – открыли частные ателье, выполняют индивидуальные заказы, работают системными администраторами в фирмах, банках.
Одно из любимых выражений Альбины Васильевны: «Мудрость – она как черепаха, приходит медленно». Мудрость, действительно, приходит медленно, с годами, делая огранку характера, высвечивая все его черты, придавая глубину и смысл самому существованию человека. Для А.В. Золотаревой это совершенствование дела ее жизни, которому отдано более полувека.
Журнал «Русский век» №1 2013 г